28 июня 2017 года в Госдуму председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым, первым заместителем председателя комитета Игорем Дивинским и членом Совета Федерации Николаем Журавлевым - внесен Законопроект о введении нового вида эмиссионных ценных бумаг - структурных расписок.
«По словам, авторов проекта на мировом финансовом рынке на такие бумаги с частичной защитой капитала приходится более 70% всех выпущенных структурных продуктов. Их объем по имеющимся оценкам, находящихся в обращении на мировом финансовом рынке составляет около $2 трлн, ежегодный объем продаж - около $500 млрд.»
Авторы инициативы напоминают, что по существующим сегодня нормам, в России запрещен выпуск долговых ценных бумаг, не гарантирующих возврата их владельцам полной номинальной стоимости.
Поэтому инвесторы, в том числе и российские, крайне заинтересованы в таких вложениях, говорится в законопроекте.
«В связи с чем для выпуска подобных инструментов российским банкам или профессиональным участникам рынка ценных бумаг приходится привлекать иностранные юридические лица. И если до введения антироссийских санкций это можно было делать с использованием иностранных дочерних организаций российских компаний, то в настоящее время при выпуске структурных продуктов в обязательном порядке необходимо пользоваться услугами иностранных компаний, не связанных с российскими банками, и, соответственно, терять часть доходности», — отмечают авторы инициативы. Также, они напоминают, что по существующим сегодня нормам, в России запрещен выпуск долговых ценных бумаг, не гарантирующих возврата их владельцам полной номинальной стоимости.
Законопроект предусматривает, что оплата структурной расписки может осуществляться деньгами, ценными бумагами, имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Выплаты номинальной стоимости, ее части и (или) дохода по структурной расписке могут осуществляться деньгами и (или) иным имуществом.
Предполагается, что структурная расписка не может предусматривать право на ее досрочное погашение по усмотрению, за исключением не зависящих от воли эмитента случаев.
Согласно документу, такая ценная бумага предусматривает выплату ее владельцу номинальной стоимости, части номинальной стоимости или выплату дохода по бумаге в зависимости от обстоятельств
При этом обстоятельства, от которых может зависеть выплата номинальной стоимости (ее части) и (или) дохода по структурной расписке, перечислены в пункте 1 части 29 статьи 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (определение производного финансового инструмента) и указываются в решении о выпуске этих ценных бумаг.
В соответствии с проектируемой статьей 27 прим.1.1 размещение, обращение и погашение, в том числе досрочное, структурной расписки, раскрытие и предоставление информации осуществляются по правилам, предусмотренным Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» для выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций с учетом предусмотренных указанной статьей особенностей.
Эмитентами структурных расписок смогут выступать кредитные организации, брокеры, дилеры, а также специализированные общества структурных продуктов.
В связи с этим законопроект вводит новый вид специализированного общества - специализированное общество структурных продуктов, определяет цели его деятельности и устанавливает некоторые особенности его создания, реорганизации, ликвидации и правового положения как специализированного общества.
Покупать структурные расписки авторы законопроекта предлагают только квалифицированным инвесторам.
Но за Центробанком при этом остается право выпускать нормативные акты и устанавливать таким образом условия, при структурные расписки смогут предлагаться неограниченному кругу лиц.